Исследование и анализ рынка продаж через соцсети

Товары — одна из самых популярных ниш в социальных сетях. Но до сих пор у многих предпринимателей не сложилось понимания, зачем им социальные сети, какая аудитория в них представлена и как с ней работать.

 

Руководитель спецпроектов «Студии Чижова» Никита Куракин собрал самые актуальные исследования социальных сетей.

Никакой воды, только отборная аналитика, которая есть на Западе и в России. В этом самом полном исследовании социальных сетей для товарного бизнеса даются ответы на главные вопросы:

  • как меняется аудитория социальных сетей в России;
  • какие категории товаров сейчас наиболее востребованные;
  • как продают в социальных сетях и получают прибыль.

Поэтому, если вы не знаете, с чего начать продвижение своего товара, или хотите улучшить продажи через социальные сети — материал для вас. Приятного чтения!

О популярности соцсетей

Сейчас сложно поверить, что Facebook и «ВКонтакте» изначально создавались для облегчения коммуникаций в университетах и вузах. А всемирно известный Instagram — как электронный фотоальбом и удобный способ планирования встреч.

Сегодня же эта великолепная тройка, по данным SimilarWeb, входит в десятку самых посещаемых сайтов.

Десять самых посещаемых сайтов мира в 2018 году

Интересно ещё и то, что из десяти самых популярных в мире сайтов пять — это социальные сети. Например, по данным Vision Critical, в мире:

  • около 136 тысяч публикаций выходят каждую минуту в Facebook;
  • примерно 30 тысяч фотографий публикуются в Instagram каждые 60 секунд;
  • суммарное количество лайков от пользователей в Facebook составляет 4 млн каждую минуту.

В России ситуация не сильно отличается — социальная сеть «ВКонтакте» занимает второе место по подсчётам SimilarWeb, уступив разве что поисковику «Яндекс» и обогнав таких интернет-гигантов, как YouTube и PornHub (для которого, к слову, «ВКонтакте» создаёт неплохой приток трафика).

11 самых посещаемых сайтов России в 2018 году

И неудивительно, ведь более 95% онлайн-потребителей в России, по данным Smart Insight, зарегистрированы хотя бы в двух социальных сетях, а одну из них используют постоянно. Суммарное количество пользователей соцсетей в России превышает 100 млн человек.

В России проводится довольно мало подробной аналитики по эффективности социальных сетей для бизнеса, тогда как во всём мире крупные и независимые аналитические агентства ежегодно публикуют полезные исследования.

Поэтому отдельное спасибо «Яндексу» и Data Insight за возможность оценить активность и потребительскую способность в соцсетях на российском рынке.

За 2018 год в России через социальные каналы было совершено сделок примерно на 591 млрд рублей, из которых 248 млрд рублей (42%) приходятся на социальные сети и мессенджеры.

Если мы сравним эти показатели с исследованием российского онлайн-рынка АКИТ (ассоциация компаний интернет-торговли) за 2017 год, где она прогнозирует примерный объём онлайн-рынка в России в 2018 году (опираясь на динамику роста предыдущих лет), то получим весьма интересные данные.

Динамика роста объёма рынка интернет-торговли с 2013 по 2018 год. Данные АКИТ

Доля онлайн-продаж, которые приходятся на социальные сети, составляет почти 20% от общего объёма рынка интернет-торговли в России.

Доля онлайн-продаж через соцсети в сравнении с общим объёмом рынка интернет-торговли в России. Данные «Яндекса», Data Insight и АКИТ

Аудитория социальных сетей в России

При продажах в социальных сетях важно чётко представлять себе портрет целевой аудитории. Либо вы можете ответить на вопросы, кто она, чем интересуется, какие потребности для неё закрывает ваш товар.

Либо вы обречены на провал. Далее рассмотрим, какая аудитория представлена на самых популярных площадках — «ВКонтакте», Facebook, Instagram.

Анализ по социально-демографическим показателям

«ВКонтакте»

По данным Brand Analytics, во «ВКонтакте» примерно равное количество мужчин и женщин. Основная возрастная прослойка — от 25 до 34 лет. Стоит отметить, что именно это самый активный и платёжеспособный сегмент аудитории.

Интересные выводы можно сделать, если взглянуть на эти данные в разрезе времени. Ниже — исследование всё того же Brand Analytics за 2017 год.

А здесь — за 2016 год:

Интересных выводов — тут два:

  • к 2018 году произошёл резкий приток мужской аудитории;
  • с каждый годом увеличивается процент аудитории от 35 лет и старше.

То есть аудитория становится более зрелой и платёжеспособной.

Instagram

В Instagram, по данным Insense, наблюдаются уклон в сторону женской аудитории. Что неудивительно.

Здесь также есть ряд интересных закономерностей, на которые стоит обратить внимание. Как и во «ВКонтакте», основная прослойка пользователей — от 18 до 34 лет. А процентное соотношение мужчин плавно повышается с возрастом: в возрасте от 25 до 34 — мужчин более 41%.